Виды ошибок и план работы над ошибками
№
|
Виды
ошибок
|
План
работы над ошибками
|
I
|
Ошибки в содержании (с)
|
Исправить устно
|
II
|
Речевые ошибки (р)
|
Выписать предложения с речевыми
ошибками в исправленном виде.
Каждое предложение писать с новой строки.
|
III
|
Орфографические ошибки (/)
|
1.
Выписать
слова в столбик.
2.
В
каждом слове подчеркнуть орфограмму.
3.
Выделить
часть слова.
4.
Подобрать
проверочное слово или указать условия выбора орфограммы.
|
IV
|
Пунктуационные ошибки (v)
|
1.
Выписать
предложение.
2.
Выделить
грамматическую основу
(или основы) .
3.
Подчеркнуть
члены предложения, осложняющие простые предложения.
4.
Начертить
схему.
|
V
|
Грамматические ошибки (г)
|
Выписать предложения с грамматическими
ошибками в исправленном виде.
Каждое предложение писать с новой строки.
|
Ошибки в содержании
№
|
Значок
|
Вид
ошибки
|
1
|
Ф
|
Фактическая ошибка
|
2
|
[ ]
|
Лишняя часть, слово, выражение
|
3
|
V
|
Пропуск слова, предложения
|
4
|
<
|
Продолжить предложение, абзац
|
5
|
Z
|
Не выделен абзац, нужна красная строка
|
6
|
Z
|
Неправильно выделен абзац, красная строка
не нужна
|
7
|
|
Нарушена последовательность в изложении
мыслей, нужно изменить последовательность предложений
|
8
|
Л
|
Логическая ошибка
|
Грамматические ошибки
(г)
№
|
Название ошибки
|
Пример с ошибкой
|
Пример без ошибки
|
|
г1
|
Ошибка в
словообразовании
|
Листья летели и
подшуршовывали.
|
Листья летели и
тихо
шуршали.
|
|
г2
|
Ошибочное
образование форм существительного
|
Сколько время потрачено зря!
|
Сколько времени потрачено зря!
|
|
г3
|
Ошибочное
образование форм прилагательного
|
Эта книга более интереснее.
|
Эта книга интереснее (или более
интересна).
|
|
г4
|
Ошибочное
образование форм числительного
|
Более триста дней продолжалась блокада города.
|
Более трёхсот дней продол-жалась
блокада города.
|
|
г5
|
Ошибочное образование
форм местоимения
|
ихний
около его
|
их
около него
|
|
г6
|
Ошибочное
образование форм
глагола,
деепричастия, причастия
|
ложит
ждя
исследоваемый
|
кладёт
ожидая
исследуемый
|
|
г7
|
Нарушение норм
согласования определяемого слова и определения
|
Он никогда не
видел таких глаз, словно наполненные неизбывной тоской.
|
Он никогда не
видел таких глаз, словно наполненных
неизбывной тоской.
|
|
г8
|
Нарушение норм
управления
|
Князем Игорем
управляла жажда к славе.
|
Князем Игорем
управляла жажда славы.
|
|
г9
|
Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым
|
Над морем летали множество птиц.
|
Над морем летало множество птиц.
|
|
г10
|
Нарушение в
способе выра-жения сказуемого
|
Все рады,
счастливы и весёлые.
Написал книгу,
которая эпопея.
|
Все рады,
счастливы и веселы
Написал книгу,
которая является эпопеей.
|
|
г11
|
Ошибка при
употреблении однородных членов предложения
|
кого? кем?
Страна любила и гордилась поэтом.
|
Страна любила поэта и гордилась им.
|
|
г12
|
Ошибка при
употреблении деепричастного оборота
|
Проезжая вдоль улицы, меня
заметил Белый Гусь.
|
Когда я проезжал по улице, меня заметил Белый Гусь.
|
|
г13
|
Ошибка в
предложении с причастным оборотом
|
Горная цепь тянется с востока
на запад, состоящая из множества хребтов.
|
Горная цепь, состоящая из множества
хребтов, тянется с востока на запад.
|
|
г14
|
Ошибка в
построении сложного предложения
|
Я читал в
старых книгах о том, что, как падают листья.
В этих строках
говорится о самых близких друзьях,
как крепка их дружба.
|
Я читал в
старых книгах о том, как
падают листья.
В этих строках
говорится о самых близких друзьях,
об их крепкой дружбе.
|
|
г15
|
Смешение прямой
и косвенной речи
|
Савельич
сказал, что лишней полтины у нас нет.
|
Савельич
сказал, что лишней полтины у них нет.
Или: Савельич
сказал: «Лиш-ней полтины у нас
нет».
|
|
г16
|
Нарушение
границ предложения
|
Когда наступило утро. Битва
началась.
|
Когда наступило утро, битва
началась.
|
|
17
|
Нарушение
видо-временной соотнесённости глагольных
форм
|
Пугачёв выходил из избы и сел в карету.
|
Пугачёв вышел из избы и сел в в карету.
|
|
г18
|
Пропуск
необходимых слов
|
Я успел
набросить на себя плащ, как туча
обрушилась косым ливнем.
|
Я только успел набросить на себя
плащ, как туча обрушилась косым
ливнем.
|
|
Речевые ошибки (р)
№
|
Название ошибки
|
Пример с ошибкой
|
Пример без ошибки
|
р1
|
Употребление слова в несвойственном ему
значении
|
Чтобы быть грамотным и с боль- шим жаргоном слов, надо много
читать.
|
Чтобы быть грамотным и иметь большой набор слов, надо много читать.
|
р2
|
Неразличение похожих слов (паронимов)
|
Эффектное использование электро-энергии ведёт к
большой экономии средств.
|
Эффективное использование электроэнергии ведёт к
большой экономии средств.
|
р3
|
Неразличение синонимов
|
В конечном
предложении автор делает вывод.
|
В заключительном
( или последнем) предложении
автор делает вывод.
|
р4
|
Неуместное употребление эмоционально
окрашенных слов и фразеологизмов
|
В.П.Астафьев то и дело использует метафоры и олицетворения.
|
В.П.Астафьев постоянно использует метафоры и олицетворения.
|
р5
|
Неоправданное употребление грубо
просторечных слов
|
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
|
Таким людям всегда удаётся
обмануть других.
|
р6
|
Употребление слова или выражения иной
стилевой окраски
|
Листья были повсюду: в плащах, карманах, в бейсболках, волосах.
|
Листья были повсюду: в плащах, карманах, в кепках, волосах.
|
р7
|
Нарушение лексической сочетаемости слов
|
Автор увеличивает
значение поступков героя.
|
Автор преувеличивает
значение поступков героя.
|
р8
|
Употребление лишних слов (плеоназм)
|
Лично
я не терплю обман.
В июле
месяце было невыносимо жарко.
|
Я не терплю обман.
В июле
было невыносимо жарко.
|
р9
|
Употребление однокоренных слов (тавтология)
|
В рассказе
рассказывается…
|
В рассказе
говорится…
|
р10
|
Неоправданный повтор
|
|
|
р11
|
Бедность и лексическое однообразие
синтаксических конструкций
|
У девочки были тёмные волосы.
На голове был бант. Глаза у неё были карие.
|
Тёмные волосы девочки украшал бант. Карие
глаза светились радостью.
|
р12
|
Неверное употребление местоимений
|
Я вынула книгу из сумки и положи- ла её на стол (книгу или сумку?)
|
Я вынула книгу из сумки и положила эту
книгу на стол.
|
р13
|
Неудачный
порядок слов
|
Есть немало произведений, повествующих о
детстве автора, в мировой
литературе.
|
Есть немало произведений в мировой литературе,
повествующих о детстве автора.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий